Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Учить стихи - это легко?!

Подготовила учитель-логопед  Мещерякова О.В.                

                   


       Вряд ли кто-то из педагогов и родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка.

       Одни дети лучше запоминают стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность.

       Независимо от методов заучивания стихотворений, следует соблюдать основные правила.



Как учить стихотворение?


Первый этап  


       Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.


Второй этап


       С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.


Третий этап


       Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай.

Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе.  

После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.


 Четвертый этап


       Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.

«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке.


Пятый этап


       Через некоторое время или на следующий день повторить еще  раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»



Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?


Объем.


Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья.

Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.


Значимость.


Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза.

Только в семь-восемь лет мы  будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.


Время.


Уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.


Ритмичность.


Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.

Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.


Повторяемость.


Логопеды советуют читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и сказок.

Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.  

 

Эмоциональность.


Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного     заучивания, которое невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...»  


Соответствие темпераменту.


Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно  двигаться. Деткам спокойным - размеренные, плавные.  


Иллюстрации.


Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.


Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Желаю Удачи!

«Значение развития активного словаря для дошкольников»


Авторы:

Целиковская Н.А., учитель-логопед  «Гимназия №11»(дошкольное отделение)

Мещерякова О.В., учитель-логопед «Гимназия №11» (дошкольное отделение)



               Уважаемые родители!

 

        Предлагаем Вам ознакомиться с темой «Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»


        Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

        Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному  (слова, которые постоянно используются) словарному запасу.            Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

       Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

      Эффективным средством для пополнения и активизации словарного являются словесные игры. Они не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.



«Подбери как можно больше слов»

Содержание игры заключается в следующем: ребенку предлагается к любому предмету , объекту, явлению подобрать как можно больше слов, обозначающих признаки. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.


 «Что бывает?»

Эта игра состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо убедиться, что смысл  слова понимается.


 «Узнай-ка!»

Цель игры: узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.


«Отгадай словечко»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.      


«Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в том, что дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».        

 Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная...          

 Что еще бывает разноцветным?  Радуга, телевизор, платье...

 Каким еще может быть платье?     Шелковым, новым, прямым...

 Что еще может быть прямым?     Линия, дорога, взгляд... и т. д.      


 

«Слова-мячики»

    Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый  бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с  противоположным значением.


«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу.    Кто-то из играющих определяет тему. Нужно   называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.).


"Кто что умеет делать"                                                                                           Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).


"Весёлые рифмы"

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - печка; Слон – поклон; Сапоги – пироги; Трубы - губы; Ракетка – пипетка и т. д.